ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРЕСС-СЛУЖБЫ СУМСКОЙ ЕПАРХИИ ORTHODOXSUMY |
|
Из истории Ахтырского Свято-Троицкого монастыряНа Сумщине, еще с давних времен, всегда было много монастырей и храмов, являвшихся духовными и культурными центрами этого живописного края. Одним из таких центров был Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, основанный в 1654г. По красоте своего месторасположения этот монастырь считался на Слобожанщине одним из первых после Святогорского. лНа северо-западе величественного холма идут горы по берегу Ворсклы, покрытые лесом, на юго-востоке луга. На этой-то скале ...монастырь, один из древнейших в Украине╗ - пишет Филарет Гумилевский в 1852 году. Первым строителем монастыря был игумен Иоанникий, который л...прибыл из-за Днепра в Ахтырку со всею братией своею в числе 40 человек, с утварью церковною, с книгами, ризами и даже колоколами. Лебединский монастырь их за Днепром был сожжен; уния и иезуиты гнали детей православия в гроб. Оставалось бежать, куда только можно...╗. лВ донесении на имя Императора Петра III в Белгородскую канцелярию от 1 июля 1762г. от некоего игумена значится: л...сему игумену по указу Государя Царя Алексея Михайловича, по свидетельству гор. Алешин всякого чина и звания людей, та гора Ахтырь с пахатным полем и сенными покосы, лесными дачи и рыбными ловли яко впусте состоящая и ни кем не владеема, была отведена под монастырь╗. По преданию, первый деревянный храм был освящен в XVII веке в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и монастырь первоначально назывался Благовещенским, а по месторасположению - Ахтырским. Немного позже на средства главнокомандующего слободскими полками ахтырского полковника Федора Осипова вместо деревянной была построена одноименная каменная трапезная церковь. В первой половине XVIII века деревянные храмы монастыря стали заменяться каменными. Для изготовления кирпича, который использовался на их строительство, в районе Доброславской горы были специально построены печи. Со времени основания в обители было введено игуменское управление. С 1720 года по указу Петра I настоятелем Ахтырского Благовещенского монастыря назначается протоиерей московского Благовещенского собора - Тимофей Надаржинский. Им в 1724 году был выстроен каменный Троицкий собор и ограда вокруг монастыря в л269 саженей╗. В том же году, ло благословению Преосвященного Епифания (Тихорского), епископа Белгородского, монастырь стал называться Троицким. Тимофей Васильевич Надаржинский был духовным отцом Петра I и всей царской фамилии. Происходил он из дворянского рода, некогда переселившегося из-за Днепра. Отец Тимофей-лнеотлучный спутник╗ царя в военных походах и во всех его путешествиях. Надаржинский сохранил свое звание и в короткое царствование Екатерины I. После ее смерти в 1727 году он окончательно удалился от двора в Тростянец. А в 1729 году Надаржинский принял схиму под именем Товия и до своей кончины жил в монастыре. Преосвященный Епифаний сам погребал добродетельного старца. Его положили под правым приделом Троицкого собора, в древних пещерах монастыря впоследствии замурованных. По смерти иеросхимонаха Товия, его сын - Иосиф Тимофеевич Надаржинский - на собственные средства построил каменную церковь в честь Преображения Господня с братской трапезной и колокольней, а в 1741 году - больницу и в ней храм во имя Петра и Павла. По документам Ахтырского Духовного управления в 1785 году за Ахтырским монастырем числилось свыше 1500 дес. земли, куда входили села и хутора с мельницами, пахотными землями, лугами, лесами, реками и на которых работали в основном вольные черкесы. Главной святыней Ахтырского монастыря была находившаяся в южном приделе Троицкого собора месточтимая Ахтырская икона Божией Матери лВсех скорбящих Радосте╗, ознаменованная многими исцелениями и чудесами. Точных данных о том, когда икона появилась в монастыре - нет, но известно, что она была принесена в обитель еще до 1787 года одним священником, которому л... во сне явились два монаха и повелели доставить икону из Киева в монастырь╗. За время существования монастыря в него поступило множество историко-культурных ценностей. Это, прежде всего, старопечатные книги русских и украинских издательств, иконы и изделия декоративно-прикладного искусства церковного значения, среди которых - серебряная дарохранительница, выполненная гамбургскими мастерами л... ценою в три тысячи рублей... высокой работы, выписана из Германии коштом С.-Петербургского Архиепископа Феодосия (Янковского)╗. После закрытия монастыря летом 1788 года, при настоятеле архимандрите Венедикте, его насельники были переведены в Куряжский мужской монастырь Харьковской губернии. И хотя архимандрит Венедикт направлялся настоятелем в Московский Данилов монастырь, он и братия обители долго не хотели покидать Ахтырскую обитель. Благодаря стараниям майора Ивана Войновича, владельца деревни Доброславовки, Троицкий собор в ноябре 1788 года был переименован в приходскую церковь с назначением настоятелем ее - свящ. Иоанна Яковлева. Другие храмы обители - Благовещенский и Преображенский - были разобраны, все имущество монастыря, даже ограда, - распродано. Только при Троицкой церкви была оставлена самая необходимая церковная утварь и чудотворная Ахтырская икона Божией Матери лВсех скорбящих Радосте╗. Жители окрестных мест не теряли надежды на восстановление и возрождение святой обители. В 1835 году ахтырчане и местные помещики обратились к Харьковскому архиепископу Мелетию(Леонтовичу) с просьбой о восстановлении монастыря лне требуя на то пособия от казны╗. Они полностью брали на себя восстановление древней обители за счет пожертвователей, среди которых были такие известные помещики как Бразоль и Кулябка, купцы Алтухов и Греков, лдевица Зверева и вдова Наталья Костевская╗ и много еще других достойных людей. Среди подателей был и куряжский монах Николай Калашников с сыном Михаилом. Всего же на восстановление монастыря было пожертвовано 65 дес. земли и -23 тыс. рублей ассигнациями. Однако в 1840 году дело о возобновлении монастыря Святейший Синод возвратил в Консисторию для некоторых дополнений, а вскоре скончался и Архипастырь Мелетий. При архиепископе Мелетии, причисленному уже в наше время к лику святых, был изменен титул управляющего епархией. Святейший Синод, готовясь отпраздновать столетие со дня явления Ахтырской иконы Божией Матери, своим указом от 13 февраля 1838 года повелел л...именовать управляющего Слободcко-Украинской епархией - Харьковский и Ахтырский ╗. Указом Императора Николая I от 31 октября 1842г. - 160 пет тому назад! - упраздненный Ахтырский Троицкий монастырь был восстановлен со статусом пустынножительного л...с приютом для 25 душ из вдовых священников и диаконов╗. Первым настоятелем вновь открывшейся обители стал келейник Преосвященного Мелетия иеромонах Сергий (впоследствии архимандрит). Так, после более чем полувекового, перерыва 15 января 1843 года игумен Сергий с братией совершил первое богослужение в Троицком соборе. К тому времени на Ахтырской горе, кроме упомянутого собора, сохранилась колокольня с трапезной и ветхий домик, в котором жил церковный сторож. А в начале весны 1843 года на горе уже был выстроен деревянный дом для настоятеля и насельников монастыря, внизу горы - гостиница для богомольцев-паломников. И уже 3-го июля того же года, на следующий день явлемния Чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери, монастырь был торжественно открыт. Божественную литургию после крестного хода с иконой из Ахтырского Покровского собора, совершил Харьковский епископ Иннокентий (Борисов), На это празднество прибыл Харьковский губернатор С.Н.Муханов, губернский Предводитель дворянства князь А.В.Голицын с супругой Софьей Алексеевной (правнучкой о. Тимофея Надаржинского). Голицыны вручили обители ценные бумаги на 15 тыс. руб. (с процентами). При этом событии были и другие представители местной знати, которые также жертвовали на монастырь деньги и свои земли. Настоятель монастыря игумен Сергий восстановил обитель и каменную ограду в л600 сажень╗, за которой были открыты три гостиницы, церковно-приходская школа, а в августе 1884 года -больница (5 палат и 12 кроватей), столовая и покойницкая. В соборном храме был возобновлен иконостас. Особо почитаемой святыней в Троицком соборе была упоминаемая икона Божией Матери лВсех скорбящих Радосте╗, которая в 1891 году Священным Синодом была признана чудотворной. На иконе была богатая риза весом лв 1 пуд и 131/г фунтов, в 2 986 руб. серебром и вылощенный киот, в 423руб. серебром╗. Сохранились в храме и серебряные потиры и дароносицы работы русских мастеров. В каменном братском корпусе в 1850 году был возведен теплый большой храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освященный в праздник Святого Духа Филаретом (Гумилевским), епископом Харьковским и Ахтырским, а также три деревянные постройки, одна из которых - церковь в честь Преподобного Сергия Радонежского (1845г.). Последователем архимандрита Сергия был - архимандрит Евстратий (в конце XIX - начале XX вв. Ахтырским монастырем управляли архимандриты). В монастыре в 1887 году насчитывалось свыше 120 насельников, а в 1908 - свыше 150. Вплоть до 1917 года при Ахтырском монастыре действовала церковно-приходская школа, имелось 3 гостиницы для паломников. В монастырском хозяйстве процветало пчеловодство, скотоводство, слесарное, бондарское и сапожное ремесло. При последнем настоятеле - архимандрите Аристархе - земельные владения монастыря составляли 750 дес. земли, в нем проживали 86 монахов и 34 послушника. В 1917 году монастырь был закрыт, но не уничтожен. В 1919 году мученической смерти был предан настоятель Свято-Троицкого монастыря архимандрит Аристарх. Храмы монастыря ограблены и осквернены. С 1922 по 1938 гг. на территории монастыря существовал приют для детей-сирот и беспризорных. С 1938 года в монастыре размещались казармы Ахтырского стрелецкого полка. С 1927 года монастырь начали постепенно разбирать.
В годы Великой Отечественной войны древняя обитель была окончательно
разрушена. От монастыря сохранились только живописная гора и руины
от колокольни - памятника архитектуры XVIII
века.
Внимание!
|