ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРЕСС-СЛУЖБЫ СУМСКОЙ ЕПАРХИИ ORTHODOXSUMY |
|
История Сумской епархии Сумская епархия объединяет приходы и монастыри Украинской Православной Церкви на территории десяти южных районов Сумской области: Сумского, Ахтырского, Белопольского, Великописаревского, Краснопольского, Лебединского, Липоводолинского, Недригайловского, Роменского и Тростянецкого. Обращаясь к истории Сумской епархии, необходимо сделать краткий экскурс в историю Русской Православной Церкви. Историю древнюю и прекрасную, но подчас суровую и трагическую. Ту большую историю, которая складывалась из историй величественных кафедральных соборов и историй небольших, скромных и незаметных сельских храмов, биографий выдающихся церковных просветителей и скромных труждающихся пастырей. Маленькие ручейки-приходы, вливаясь в реки-благочиния и моря-епархии, образуют тот огромный великий океан, который зовется Церковью и имеет огромную духовную власть служения спасению душ человеческих. Власть, которую дают не законы и предписания, установленные людьми, а Вера. Вера во Всевышнего, Господа нашего Иисуса Христа. Древние предания, отмеченные в русских летописях, повествуют нам о том, что начало христианства на Руси было положено Святым Апостолом Андреем Первозванным. Проходя с проповедью Евангелия и неся Слово Божие уже землями Скифии, Сарматии и Фракии, Святой Апостол доходил до Днепровских гор. «Видите ли горы сия? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей! И взошел Андрей на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев...», - так пишет Нестор-летописец в «Повести временных лет». Историю христианства невозможно рассматривать в отрыве от истории государств, на территории которых оно получило распространение. Степные просторы Северного Причерноморья долгое время были обиталищем кочевых народов скифов, готов, гуннов, авар, хазар, тюрков, половцев и др. Более благоприятные условия для евангельской проповеди Слова Божьего наступили со времени поселения в пределах будущей Руси оседлых славянских племен. Cамые ранние свидетельства присутствия христианского населения на территории современной Сумщины относятся к концу Х-го началу ХI-го веков. Сумская земля край древний и летописный входила в состав Черниговского и Переяславского княжеств огромного могущественного государства - Киевская Русь, где уже в начале ХI века существовали епископии и по многим городам и селениям стояли христианские храмы. Славяне рано познакомились с просвещенной Византией, куда они ездили для торговли и службы в императорских войсках. Зарождающееся государство Киевская Русь, объединившееся как союз славянских племен полян, древлян, северян и других - вняло евангельской проповеди еще при киевских князьях Аскольде и Дире. И уже в начале IX века в Киеве появляются первые христиане. Киевский князь Владимир (сам принявший крещение в 988 году и все более укрепляясь в новой вере) ревностно способствует ее распространению в молодом государстве. Следует отметить, что нет никаких свидетельств насильственного водворения христианства на землях нашего края - ни в материалах археологических исследований, ни в письменных источниках. В Х-м веке христианство становится господствующей верой и официальной религией Киевской Руси. Создается Киевская Митрополия, столицы волостей-земель становятся столами епископов. Первым Киевским митрополитом был «просветитель земли русской, подражатель апостолам в вере и благочестии» - Святитель Михаил. С разделением государства Киевская Русь на удельные княжества стольные города становятся и центрами епархий. В исторической литературе нет единого мнения о количестве епархий периода княжеской эпохи. Границы княжеств постоянно менялись, и события тех лет значительно отдалены от нас во времени, а письменных источников нет. Поэтому проследить эти изменения во времени и пространстве весьма сложно. Раздробление государства в начале Х11 века на княжеские уделы имело далеко идущие гибельные последствия. Однако сохранившаяся общерусская форма правления и единая христианская вера позволяли Киевским митрополитам призывать князей к единению. И появление «Слова о полку Игореве», связанного с нашим краем, несомненно, относится к одному из таких призывов, а безымянного автора этого гениального произведения следует искать в ближайшем окружении Киевского митрополита. В домонгольский период своей истории Русская Церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата и возглавлявший ее митрополит избирался главным образом из греков. Во время княжения Ярослава Мудрого в 1051 году впервые на Первосвятительский престол Киевской Митрополии был поставлен русский иерарх. Им стал митрополит Иларион. Вот как говорит о его времени Нестор-летописец: «начатъ вЪра христианская плодитися». Более 200 лет Господь хранил Церковь и свободу русского народа. Но в конце 1236 года Батый с полумиллионной ордой пошел на Русь. И в 1240 году пал Киев мать городов русских, колыбель христианства. Многие населенные пункты были стерты с лица земли и территория нашего края на несколько столетий превратилась в безлюдное «дикое поле». Здесь проходили татарские шляхи, по которым совершались набеги в пределы русских княжеств северо-восточной Руси, а позже и Московского государства. В 1299 году Киевский митрополит Максим переносит кафедру из разоренного татарами Киева во Владимир. Затем весной 1325 года Святитель Петр - в Москву. Незадолго до падения Византийской империи (Константинополь был взят турками в 1453 году) Русская Церковь уже фактически становится независимой от Константинопольского Патриарха. Собором Русских епископов в декабре 1448 года на Первосвятительскую кафедру был поставлен Иона, митрополит Рязанский, получивший титул Митрополита Московского и всея Руси. Возраставшая мощь Русского государства содействовала и росту Автокефальной Русской Церкви. В июле 1588 года прибывший в Москву Константинопольский Патриарх Иеремия привозит соборное определение об учреждении патриаршества в России. Одной из главных целей патриаршества - была необходимость консолидации усилий против угрозы Православию со стороны Запада. И 10 января 1589 года многочисленный Собор русских пастырей избирает Патриарха. Им становится Московский митрополит Иов. Восточные Патриархи признают за Московским Патриархом пятое по чести место, которое сохраняется и в настоящее время. Начало патриаршества в России ознаменовано началом царствования первого Царя из дома Романовых - Михаила Федоровича. Самым блистательным делом во время царствования Алексея Михайловича при Патриархе Никоне было воссоединение в 1654 году Малороссии с Россией. В ноябре 1685 года Киевский митрополит Гедеон получает титул Митрополита Киевского, Галицкого и Малыя России. А в июле 1686 Константинопольский Патриарх дает согласие на перевод Киевской Митрополии под юрисдикцию Московского Патриархата. К середине XVII века южные границы Русского государства проходили по Белгородской линии укрепленных городов. С этого времени и началось заселение «дикого поля», русских земель, опустошенных ордами Батыя, а это - территория от предгорий Карпат до берегов Нижней Волги. С 1363 года Киев находился во владении Великого княжества Литовского. А с 1569 года, после Люблинской унии и образования Речи Посполитой, Киевом владели поляки. По всей Правобережной Украине они притесняли местных жителей. Свободолюбивые православные люди не желали служить полякам-католикам и убегали в степные просторы Причерноморья и Приазовья. «За несогласие на измену святой прародительской вере русских лишали прав и преимуществ гражданских, мучили в судах, предавали огню жилища их, отдавали храмы их на откуп жидам писал в 1852 году Филарет Гумилевский в своей работе «Описание Харьковской епархии» Зверство дикарей-татар опустошило Украину, а насилия иезуитов и польских магнатов мало-помалу населило Украину христианами». Бежавшие от гнета польских панов и кровавых дел унии украинские казаки и крестьяне слободами селились на территории современной Харьковской и, частично, Сумской, Донецкой, Луганской, Белгородской, Курской и Воронежской областей. Так заселялась Слободская Украина. Первоначально церкви и монастыри, находившиеся в Слободской Украине, входили в состав Патриаршей области, а с 1667 года в состав учрежденной Белгородской епархии, во главе которой до 1721 года стояли митрополиты. В XVIII веке начинается новый период истории Русской Церкви синодальный. При Петре 1 вводится коллегиальный принцип и отменяется принцип соборного единоначалия в высшем церковном управлении. Новый период в истории Русской Церкви фактически начинается со смертью 15 октября 1700 года последнего патриарха Адриана, когда Петр I передал высшее церковное управление митрополиту Стефану (Яворскому), как местоблюстителю патриаршего престола. Святейший Синод, основанный 25 января 1721 года, положил начало периоду государственной церковности, который продолжался до ноября 1917 года, т.е. до восстановления патриаршества в предреволюционной России. Святейший Синод, по своему составу, то же, что и законный церковный Собор, в котором избранные духовные лица занимаются делами церкви. Епархиальное управление оставалось в прежнем виде. До конца 70-х годов XVIII века одна часть территории нынешней Сумской области относилась к Белгородской епархии: Ахтырское, Лебединское, Путивльское и Сумское духовные правления; другая же часть к Киевской: Конотопское, Глуховское, Кролевецкое и Роменское духовные правления. В 1744 году было образовано Духовное правление в Харькове, в 1760 Лебедине, в 1767 в Ахтырке, в 1776 в Сумах. До 1799 года церкви Слободской Украины находились под ведением Белгородских архипастырей, как и в гражданском отношении Слободская Украина находилась под ведением Белгородских воевод и Белгородской губернской канцелярии. Белгородские архипастыри следовали в таком порядке: - Феодосий, митрополит Сербский, назначен 1666 году, возведен 17 мая 1667 года; 20.08.1671г.; - Мисаил, 14 сентября 1671 года переведен и Коломны; 23.02.1684 года; - Авраамий, Андрониевский архимандрит, рукоположен 13 июля 1684 года в сане митрополита; 6.08.1702г.; - Игнатий, с сентября 1692 года.; - Иустин (Базилевич), начальник пещер, рукоположен 23 января 1704 года в сане митрополита; 17.08.1709г.; - Иларион (Властелинский), бывший митрополит Сарский и Подольский, с 13 марта 1711 года; 4.04.1720г.; - Епифаний (Тихорский), рукоположен 9 июля 1722 года, основатель Харьковского Коллегиума; 2.07.173г.; - Досифей (Богданович-Любимский), рукоположен 28 ноября 1731года в сан архиепископа; 22.03.1736г.; - Арсений, (Берло), бывший епископ Переяславский, викарий Киевской епархии с 31 сентября 1735 до 11 января 1736 года; - Петр (Смолич), серб (бывший архимандрит Невского монастыря), с 11 января 1736 до 1 сентября 1742 года; - Антоний (Чертовский), с 26 октября 1742; 1.01.1748г.; - Иоасаф (Горленко), с 2 июня 1748 года, причислен к лику святых; 10.12.1754г.; - Лука (Конашевич), с 9 октября 1755 года; 1.01.1758г.; - Иоасаф (Мицкевич), с 26 апреля 1758 до 9 июня 1763 года; - Порфирий (Крайский), ректор Московской академии, с 29 октября 1763 до 7 июля 1768 года; - Самуил (Миславский), ректор Киевской академии, с 22 декабря 1768 до 24 сентября 1771 года; - Аггей (Колосовский), с 9 февраля 1774 до 28 ноября 1786 года; уволен на покой в Переяславский монастырь (по его благословению 13 июля 1736 года был заложен новый каменный Спасо-Преображенский соборный храм в Сумах на месте старого деревянного); - Феоктист (Мочульский), с 9 февраля 1787 года. 12 октября 1788 года (это был последний Белгородский архипастырь, заведовавший до 1797 года церквами). В 1780 году было открыто Харьковское наместничество, главным городом которого стал Харьков. С учреждением наместничеств по общему правилу, узаконенному еще при императоре Павле, пределы епархий должны были совпадать с пределами и границами губерний. Так Курской епархии принадлежали благочиния Путивльского и Суджанского уездов; Черниговской благочиния Глуховского, Конотопского, Кролевецкого и Новгород-Северского уездов; Полтавской благочиния Гадячского, Зеньковского, Лохвицкого и Роменского уездов; Харьковской благочиния Ахтырского, Богодуховского, Лебединского и Сумского уездов. В декабре 1796 года была образована Слободско-Украинская губерния с 11-ю уездами: Ахтырским, Богодуховским, Валковским, Волчанским, Змиевским, Изюмским, Купянским, Лебединским, Старобельским, Сумским и Харьковским. А 16 октября 1799 года была учреждена Слободско-Украинская и Харьковская епархия. В ее состав вошли все церкви Слободской Украины, а также некоторые церкви, входившие в состав Воронежской и Екатеринославской епархий. При образовании Слободско-Украинской и Харьковской епархии ее границы совпадали с границами наместничества, а затем и губернии. Первый архиерей епископ Христофор (Харитон Семенович Сулима) бывший епископ Феодосийский, викарий Екатеринославской епархии - управлял Слободско-Украинской и Харьковской епархией с 16 октября 1799 по 6 февраля 1813 года; с 6 февраля 1813 года на покое.17.05.1813 (г. Харьков). Его преемником стал епископ Аполлос (Тимофей Терешкович), управлявший епархией с 14 октября 1813 по 19 января 1817 года. 20.01.1817 (г. Харьков). Оба погребены в Трехсвятительском храме Покровского собора, ставшего усыпальницей для харьковских архиереев в Покровском монастыре. С 18 февраля 1817 по 21 января 1826 года епархией управлял епископ Павел (Павел Кондратьевич Саббатовский); с 26 января 1826 года был переведен в Астрахань (архиепископ Астра-ханский и Кавказский). 7.02.1832 (г. Астрахань). Епископ Виталий (Борисов-Жигачев) управлял епархией с 28 февраля 1826 по 12 марта 1832 года; далее также был переведен в Астрахань (архиепископ Астраханский и Енотаевский). 4.12.1840 (г. Астрахань). С 19 мая 1832 года его сменил епископ Иннокентий (Иоанн Александров), который 22 июня 1835 года был переведен в Иркутск (архиепископ Иркутский, Нерчинский и Якутский). 31.03.1869 (г. Харьков). Он также похоронен в Покровском монастыре, в архиерейской усыпальнице. Почти пять лет, с 22 июня 1835 по 29 февраля 1840 года, епархией управлял бывший архиепископ Иркутский, Нерчинский и Якутский - Свт. Мелетий (Леонтович). 29.02.1840 (г. Харьков). Погребен в усыпальнице Покровского монастыря. Причислен к лику святых уже в наше время. При архиепископе Мелетии был изменен титул управляющего епархией. 1 июля 1839 года предстояло отпраздновать столетие со дня обретения Ахтырской иконы Божией Матери, и, готовясь к этому событию, Святейший Синод своим указом от 13 февраля 1838 года повелел именовать управляющего Слободско-Украинской епархией - «Харьковский и Ахтырский». Святитель Мелетий (в миру Михаил Иванович Леонтович) родился 6-го ноября 1784 года в селе Старые Санжары под Полтавой. Прародители Михаила были из духовного звания. Учился он в Полтавском приходском училище и Екатеринославской семинарии, а в августе 1814 года окончил Александро-Невскую Духовную академию в Петербурге. 11-го февраля 1820 года, накануне памяти святителя Мелетия Антиохийского, Киевский Митрополит Евгений совершил пострижение Михаила Леонтовича в монашество с именем Мелетия. Пастырско-административная деятельность Святителя Мелетия а служил он на многих кафедрах России - совмещалась с великими подвигами поста и молитвы. 9-го ноября 1835 года Святитель Мелетий прибыл в Харьков. Наступил новый период его духовного возрастания, началось духовное окормление новой, последней в его жизни епархии. Он первый из Харьковских архипастырей стал именоваться «епископом Харьковским и Ахтырским». Много рассказов живет в памяти харьковчан о кротости и бескорыстии, нестяжательности и сострадательности, милостивости и смирении святителя Мелетия, о его даре прозорливости, даре исцелений и чудотворений, проявлявшихся у него как при жизни так и ныне изливаемых от него из горнего мира. С 6 апреля 1840 до 5 февраля 1842 года Харьковской и Ахтырской епархией управляет архиепископ Смарагд (Александр Крыжановский), бывший архиепископ Могилевский и Мстиславский; далее он был переведен в Астрахань (архиепископ Астраханский и Енотаевский). 11.11.1863 (г. Рязань). Его преемником с 12 января 1842 по 1 марта 1848 года был епископ Иннокентий (Иоанн Александрович Борисов), бывший епископ Вологодский и Устюжский. Впоследствии это был знаменитый Херсонский проповедник и ученый-богослов. При епископе Иннокентии в 1842 году был возрожден Ахтырский Свято-Троицкий монастырь. С 14 апреля 1845 года архиепископ. 1 марта 1848 года переведен на Херсонскую кафедру (архиепископ Херсонский и Таврический). 26.05.1857 (г. Одесса). С 1 марта 1848 по 6 ноября 1848 года на Харьковской кафедре был епископ Елпидифор (Алексей Иванович Бенедиктов), бывший епископ Вологодский и Устюжский. С 6 ноября 1848 года епископ Подольский и Брацлавский. 31.05.1860 (г. С.-Петербург). С 6 ноября 1848 по 2 мая 1859 года Харьковскую кафедру возглавил епископ Филарет (Дмитрий Григорьевич Гумилевский), известнейший церковный историк. С 7 апреля 1857 года архиепископ. В период своего архипастырского служения - а он последовательно был викарием Псковской епархии, епископом Рижским (1842-1848), архиепископом Харьковским (1848-1859) и архиепископом Черниговским (1859-1866) владыка продолжал свои ученые труды и написал множество книг, издает свой главный исторический труд - «Историю Русской Церкви». 9.08.1866 (г. Чернигов). Со 2 мая 1859 до 10 декабря 1882 года на Харьковской кафедре был епископ Макарий (Михаил Петрович Булгаков), бывший епископ Тамбовский и Шацкий и будущий митрополит Московский. С 8 апреля 1862 года архиепископ. При его управлении епархией 10 января 1859 года в Сумском уезде был установлен крестный ход с Корсунской иконой Божией Матери, именуемой Шпилевской «Прозренной» из села Шпилевки в соборный Спасо-Преображенский храм города, а также было учреждено в 1866 году Сумское викариатство. По его благословению 16 октября 1867 года был учрежден в селе Рясном, Ахтырского уезда, мужской общежительный второклассный монастырь во имя Св. Великомученика Димитрия Солунского, с богадельней и училищем при нем. С 10 декабря 1868 года он - архиепископ Литовский и Виленский. 9.06.1882 (г. Москва). Его преемником с 21 января 1869 года и до самой кончины был архиепископ Нектарий (Николай Самуилович Надеждин), бывший архиепископ Нижегородский и Арзамаский. 7.09.1874 (г. Харьков). С 7 декабря 1874 по 23 апреля 1879 года кафедрой управлял епископ Савва (Иоанн Самуилович Тихомиров), бывший епископ Полоцкий и Витебский; с 23 апреля 1879 года епископ Тверской и Кашинский. 18.09.1896 (г. Тверь). Затем с 23 апреля 1879 года его сменил епископ Иустин (Иоанн Охотин), бывший епископ Острожский, викарий Волынской епархии; управлял епархией до 15 сентября 1882 года, а затем был назначен епископом Подольским и Брацлавским. 25.05.1897 (г. Одесса). С 22 сентября 1882 года и до самой кончины Харьковской епархией управлял архиепископ Амвросий (Алексей Иосифович Ключарев), бывший епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. При его управлении в 1888 году в Сумах было открыто Духовное училище, построенное на средства И.Г.Харитоненко, а 30 августа 1892 года был освящен главный престол соборного Спасо-Преображенского храма, перестроенного и благоукрашенного на средства Д.И.Суханова. 3.09.1901 (г. Харьков). Бывший архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, и будущий митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Николай Николаевич Городецкий) возглавлял Харьковскую кафедру с 10 ноября 1901 года и до 1 февраля 1903 года. 4.11.1915 (г. Киев). Его преемником с 8 февраля 1903 и до самой кончины был архиепископ Арсений (Александр Дмитриевич Брянцев), бывший архиепископ Казанский и Свияжский. Ему пришлось святительствовать на Харьковской кафедре в трудные годы русско-японской войны и революционных событий 1905-1906 годов. Заботами архиепископа Арсения был основан Казанский женский монастырь в деревне Семереньки Ахтырского уезда. 28.04.1914 (г. Харьков). 14 мая 1914 года последовал Указ Священного Синода о назначении архиепископа Волынского и Житомирского Антония (Храповицкого) управляющим Харьковской епархией. Активный деятель восстановления Патриаршества в России. 14 мая 1914 года он был поставлен на Харьковскую кафедру, где и оставался до 1917 года. После убийства 7 февраля 1918 года митрополита Киевского и Галицкого, Священномученика Владимира (Богоявленского), митрополит Антоний с 30 мая 1918 года стал его преемником на Киевской кафедре. Во время гражданской войны возглавил Высшее церковное управление на территории, свободной от большевиков. Покинул Россию в 1920 году. Из Константинополя был приглашен Сербским Патриархом Димитрием в Королевство сербов, хорватов и словенцев, где и прожил 15 лет. Глава РПЦЗ. По его благословению и хлопотам в 1924 году в Белграде был отстроен храм в честь Святой Троицы, в котором была помещена чудотворная икона Курско-Коренной Божией Матери «Знамение», вывезенная из России осенью 1919 года. 10.08.1936 (г. Белград, Югославия). С 16 октября 1836 года Слободско-Украинская и Харьковская епархия стала называться «Харьковской и Ахтырской». Указами Консисторий в 1860 году деятельность Духовных правлений была приостановлена. И в таком виде Синод-Консистория - Благочиние управление Духовным ведомством сохранялось до 1917 года. Указом Священного Синода (№2666) от 14 ноября 1866 года было учреждено Сумское викариатство. Первым Сумским епископом, викарием Харьковской епархии, с 8 января 1867 по 24 июня 1872 года был Герман (Осецкий). Рукоположен 8 января 1867 года. С 24 июня 1872 года - епископ Кавказский и Екатеринодарский. ? С 30 июля 1872 по 9 апреля 1883 года - Вениамин (Платонов). Рукоположен 30 июля 1872 года. С 9 апреля 1883 года епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии. 13.06.1905. С 9 апреля 1883 по 29 ноября 1886 года - Геннадий (Левицкий), бывший епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии. На покое с 29 ноября 1886 года. 10.02.1893. С 1 ноября 1887 по 22 июля 1889 года - Петр (Лосев). Рукоположен 1 ноября 1887 года. С 22 июля 1889 года епископ Владикавказский и Моздокский. С 3 мая 1891 года епископ Велико-Устюжский, викарий Вологодской епархии; с 7 мая 1892 года епископ Пермский и Соликамский. 30.03.1902. С 24 августа 1890 по 5 декабря 1892 года - Владимир (Шимкович), бывший епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии. С 5 декабря 1892 по 12 июня 1896 года епископ Екатеринославский и Таганрогский; с 12 июня 1896 года епископ Екатеринобургский и Ирбитский. С 2 июня 1897 года на покое. С 31 января 1900 года епископ Острогожский, викарий Воронежской епархии. В 1923 году упоминается как митрополит Воронежский. 1925. С 25 апреля 1893 по 17 января 1895 года Иоанн (Кратиров). Рукоположен 25 апреля 1893 года. С 17 января 1895 года епископ Елизаветградский, викарий Херсонской епархии; с 23 августа 1895 года епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии; с 16 января 1899 года епископ Саратовский и Царицынский. С 12 марта 1903 года на покое, член Московской синодальной конторы.? С 17 января 1895 по 30 мая 1899 года Петр (Другов), бывший епископ Сухумский; с 30 мая 1899 года епископ Смоленский и Дорогобужский. С 15 февраля 1908 года на покое. 1917/1918 ? С 1 августа 1899 по 10 декабря 1901 года Иннокентий (Беляев). Рукоположен 1 августа 1899 года. С 10 декабря 1901 года епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии; с 8 февраля 1903 года епископ Тамбовский и Шацкий. ? С 27 января 1902 по 29 апреля 1904 года Стефан (Архангельский). Рукоположен 27 января 1902 года. С 29 апреля 1904 года епископ Могилевский и Мстиславский; с 4 октября 1911 года архиепископ Курский и Обоянский. ? С 30 мая 1904 по 18 июля 1905 года Алексий (Дородницын). Рукоположен 30 мая 1904 года. С 18июля 1905 года - епископ Елизаветградский, викарий Херсонской епархии; с 27 августа 1905 года епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии; с 30 июля 1914 года архиепископ Владимирский. С 1917 года епархией не управлял. С 1918 года под запретом. 1919, принеся покаяние. С 27 ноября 1905 по 22 мая 1909 года Евгений (Бережков). Рукоположен 27 ноября 1905 года. С 22 мая 1909 года епископ Приамурский и Благовещенский; с 11 июля 1914 года епископ Костромской и Галичский. С 1918 года епархией не управлял. 1922. С 26 июля 1909 по 4 марта 1911 года Василий (Богоявленский). Рукоположен 26 июля 1909 года. С 4 мая 1911 года епископ Новоград-Северский, викарий Черниговской епархии; с 5 октября 1916 года архиепископ Черниговский и Нежинский. Замучен. 27.08.1918. С 8 мая 1911 по 14 мая 1916 года Феодор (Лебедев). Рукоположен 8 мая 1911 года. С 14 мая 1916 года епископ Старобельский, викарий Харьковской епархии; с 16 октября 1917 года епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии. 1919. С 5 июня 1916 до декабря 1919 Митрофан (Абрамов). Николай Абрамов родился в Воронежской губернии, закончил Воронежскую Духовную семинарию и Казанскую Духовную академию. Епископ Митрофан первым из Сумских викарных епископов стал жить в Сумах. Хиротония во епископа архимандрита Митрофана происходила 4-5 июня 1916 года в Сумах, в Спасо-Преображенском соборе. Осенью 1919 года началось отступление Добровольческой армии. Владыка Митрофан покинул Сумы в конце декабря с отступающими войсками и Сумским Михайловским кадетским корпусом, а вскоре через Крым - эмигрировал в Сербию. Подвизался в монастырях Раковицы и Дечаны. Много лет управлял монашеской школой в Дечанском монастыре. Принял схиму с именем Макарий. Умер в 1944 году (по другим данным в конце 1940-х годов). Похоронен у Иверской часовни в Белграде. Период с 1917 по 1945 годы в истории нашего Отечества был чрезвычайным по интенсивности и сложности исторических событий. Революционные перевороты 1917 года, превратившие крупнейшую православную империю - в страну, где правили безбожники и махровые богоборцы; восстановление патриаршества после двухсотлетней синодальной зависимости от властей «предержащих»; ни с чем не сравнимые гонения, направленные на тотальное истребление Православия и полное уничтожение Церкви. В апреле 1920 года на Харьковскую кафедру временно управляющим был назначен архиепископ Нафанаил (Никодим Троицкий), бывший архиепископ Архангельский и Холмогорский. Прибыв в Москву на Поместный Собор РПЦ в 1917 году, он уже не смог вернуться в Архангельск, ввиду оккупации его англичанами. И поэтому Патриарх Тихон направил его в Харьков. В 1924 году архиепископ Нафанаил был выслан с Украины и находился в заключении, а с 1927 - управлял Воронежской епархией. В том же году он ушел на покой. 7.04.1933. В марте 1921 года в Сумы был назначен викарным епископом Преосвященный Корнилий (Попов). С сентября 1922 года он ушел в обновленческий раскол, созданный при помощи НКВД и ГПУ для борьбы с Православной Церковью. С 8 сентября 1924 года Сумским епископом был викарий Харьковской епархии Константин (Константин Григорьевич Дьяков). После смерти 30 марта 1929 года митрополита Киевского Михаила (Ермакова), архиепископ Константин был назначен Экзархом Украины, а 18 мая 1932 года возведен в сан митрополита. С 26 июня 1934 года Константин (Дьяков) митрополит Киевский и Галицкий. 23-го октября 1938 года, по приговору тройки, митрополит Константин был расстрелян.23.10.1938. С 26 июня по 23 октября 1934 года Харьковской епархией управлял архиепископ Сергий (Гришин); 4.10.1943. С 23 октября 1934 года Сумским епископом был викарий Харьковской епархии Вячеслав (Шкурко). Это был последний викарный Сумской епископ. Епископа Вячеслава (Шкурко) на Харьковской кафедре сменил, опять же временно (с 5 декабря 1934 по 17 февраля 1935 года), митрополит Одесский и Херсонский Анатолий (Грисюк). В июле 1936 Владыка Анатолий был арестован; 23.01.1938 в лагере. С 17 февраля 1935 по 22 августа 1936 года епархией управлял архиепископ Харьковский и Ахтырский Иннокентий (Иннокентий Алексеевич Летяев). 26 июля 1936 он был арестован и осужден на пять лет, а 23 января 1937 года - отправлен в город Мариинск (Сиблаг НКВД). Принял в Сибири мученическую кончину. Реабилитирован посмертно 25.10.1989г. Канонизирован 22.06.1993г. В январе 1937 года в Харьков был назначен архиепископ Иннокентий (Тихонов). Харьковской епархией он управлял недолго: 2 июня этого же года был переведен на Винницкую кафедру. 21 ноября 1937 года, тройкой УНКВД по Винницкой области, он был осужден и приговорен к высшей мере наказания расстрелу. Приговор исполнен 29 ноября 1937 года. Реабилитирован посмертно 23.03.1989г. С 20 мая 1937 года Харьковский епархией управлял архиепископ Александр (Петровский). 28 июля 1938г. был арестован и с осени 1939 года находился в колонии НКВД на Качановке в Харькове, умер в тюрьме. 24.05.1940. После освобождения Сум осенью 1943 года от немецко-фашистских захватчиков, 4 декабря 1943 года обновленческий владыка Корнилий (Попов) принес покаяние в грехе раскола (в котором он находился с сентября 1922 года), был принят в сущем сане и назначен епископом Сумским и Ахтырским. В 1944 году он, как викарный епископ, временно управлял Харьковской епархией. С февраля 1945 в сане архиепископа. На Сумской кафедре был до 13 апреля 1945 года. Затем был архиепископом Виленским и Литовским, а с 1945 по 1947 годы управлял Рижской епархией. С 18.11.1948 архиепископ Горьковский и Арзамаский; с 25.02.1955 в сане митрополита; с 14.08 1961 на покое; 27.10.1966. При административно-территориальной реорганизации на Украине в 1939 году границы епархий совпадают с границами областей. В 1945 году Решением Священного Синода Русской Православной Церкви была создана Сумская епархия, в состав которой вошли следующие благочиния: Ахтырское, Белопольское Великописаревское, Глинское, Глуховское, Груновское, Конотопское, Кролевецкое, Краснопольское, Лебединское, Недригайловское, Миропольское, Путивльское, Роменское, Середина-Будское, Смеловское, Сумское, Талалаевское, Тростянецкое, Штеповское, Шосткинское. - Первым правящим архиереем созданной Сумской епархии был епископ Сумской и Ахтырский Иларион (Прохоров). Прохоров Николай Иванович родился в 1889 году в семье служащего рафинадного завода Хутора-Михайловского. В 1910 году окончил Курскую духовную семинарию. Прослушал два курса Московского коммерческого института. С 1915 по 1928 годы служил священником в с. Вощинино, Шалыгинского района, с 1929 в Преображенском храме г. Белополье. Протоиерей Николай Прохоров был репрессирован 23 апреля 1938 года и отбывал наказание (пять лет) в ДВК г.Комсомольска. По возвращении из заключения в июле 1944 года служил в церкви Рождества Богородицы г. Белополье. С 24 апреля 1945 года он управляющий делами Сумской епархии. За церковно-патриотическую деятельность и организацию сбора средств верующих на оборону Родины был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.». Был инициатором и организатором сбора средств для детей-сирот погибших воинов. (В списке духовенства, награжденного медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» по Сумской области были: игумен Глинской пустыни Серафим (Амелин); священник из Глухова - Иоанн Богдановский: священник Петр Бусел, служивший в Низах, Тростянце и Б.-Рыбице; священник из Юнаковки Григорий Погорелов.) Протоиерея Николая Прохорова, постриженного с именем Иларион, Священный Синод 8-го сентября 1945 года назначил епископом на Сумскую кафедру. С 27.12.1951г. он епископ Кировоградский и Николаевский; с 17.11.1953г. епископ Уфимский и Стерлитамакский. С 25.02.1957г. в сане архиепископа. С 9.12.1957г. - архиепископ Ивановский и Кинешемский; с 29.05.1963г. - архиепископ Омский и Тюменский; с 9.10.1963г. архиепископ Уфимский и Стерлитамакский; с 7.10.1967г. архиепископ Ростовский и Новочеркасский; с 16.12.1969г. архиепископ Пензенский и Саранский. С 25.06.1970г. на покое; 27.01.1973г.. Похоронен в Сумах, на Центральном городском кладбище, возле алтаря Петропавловского храма. - Преемником владыки Илариона (Прохорова) на Сумской кафедре с 27 декабря 1951 года был епископ Сумской и Ахтырский Евстратий (Подольский), управлявший епархией до 13 июля 1958 года. Рукоположен во епископа Кировоградского, викария Херсонской епархии, был во Владимирском соборе Киева 20 ноября 1949 года. Хиротонию возглавлял Патриарх Алексий I. С 17 марта 1950 года епископ Кировоградский и Николаевский. Затем был на Сумской кафедре. С 13.07.1958г. на покое. 30.07.1972г.. Похоронен в Сумах, на Центральном городском кладбище, возле алтаря Петро-Павловского храма. - Далее с 17 августа 1958 года по 21 мая 1959г. на Сумской кафедре был епископ Сумской и Ахтырский Иоасаф (Лелюхин). С 21.05.1959 он епископ Днепропетровский и Запорожский; с 14.08.1961 епископ Винницкий и Брацлавский. С 25.02.1964 в сане архиепископа. С 30 марта 1964 года митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины.24.04.1966. 30 лет - с 1959 по 1989 год - Сумской кафедрой временно управляли Черниговские архипастыри. - Архиепископ Черниговский и Нежинский Андрей (Сухенко) временно управлял Сумской епархией с 17 октября 1959 года по 2 октября 1961. Хиротония настоятеля Благовещенского собора города Харькова архимандрита Андрея Сухенко во епископа Черновицкого и Буковинского состоялась 25 февраля 1947 года. Затем с 9 февраля 1954 года он епископ Винницкий и Брацлавский и 17 октября 1959 года переведен на Черниговскую кафедру. С 22.09.1956г. в сане архиепископа. С 2.10.1961г. на покое. В 1962 году был приговорен к восьми годам лагерей. После освобождения из хрущевских лагерей, с 16 декабря 1969 года архиепископ Омский и Тюменский. Ввиду тяжелого душевного расстройства владыки 2 февраля 1972 года он был отправлен на покой и находился в Псково-Печерском монастыре, где через год и умер. Во времена хрущевских гонений Совет по делам Русской Православной Церкви настаивал перед Патриархом Алексием I на увольнении архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), епископа Андрея (Сухенко) и многих других архипастырей, которые выражали несогласие с радикальными реформами приходского управления и противились закрытию храмов и монастырей. 17.06.1973г.. - Далее с 12 января 1961 года по 16 ноября 1962 года Сумской епархией временно управлял епископ Черниговский и Нежинский Игнатий (Демченко). 3.09.1961г. рукоположен во епископа Хмельницкого и Каменец-Подольского. После Черниговской кафедры с 16.11.1962г. был назначен епископом Кировоградским и Николаевским. С 25.05.1965г. на покое. 5.10.1981. - Владика Феодосий (Процюк) временно управлял Сумской епархией со 2 декабря 1962 года по 30 марта 1964 года. По решению Священного Синода архимандрит Феодосий в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры был рукоположен во єпископа Черниговского и Нежинского. Чин архиерейской хиротонии совершали Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, Католикос-Патриарх всея Грузии Ефрем, митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен (позднее Патриарх Московский) и архиепископ Ярославський Никодим. До этого торжественного дня у о. Игоря Процюка за плечами были служение в различных приходах Волыни, учеба в Ленинградской духовной семинарии и академии, ученая степень кандидата богословия, а также постриг в монашество с именем Феодосий, в память святителя Феодосия Черниговского. Затем он - епископ Полтавский и Кременчугский; с 7.10.1967г. епископ Черновицкий и Буковинский; с 2.02.1972г. епископ Смоленский и Вяземский. С 9.09.1978г. в сане архиепископа. С 26.12.1984г. архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Патриарший Экзарх Средней Европы; с 29.06.1986г. архиепископ Омский и Тюменский; с 26.01.1990г. архиепископ Омский и Тарский. С 25.02.1997г. в сане митрополита. - С 30 марта 1964 года и до своей кончины Сумской епархией временно управлял епископ Черниговский и Нежинский Нестор (Тугай). В 10 лет пришел в Киево-Печерскую лавру, в 20-е годы окончил пастырские курсы при Лавре и в 1924 году был рукоположен во иеродиакона. В 1946 году рукоположен во иеромонаха и назначен благочинным Лавры. 1 августа 1953 возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем. 6 декабря 1953 года рукоположен во епископа Уманского, викария Киевской епархии. 16 марта 1961 года был назначен на Харьковскую кафедру. В 1964 году переведен в Чернигов. 17.02.1969г.. - Блаженнейший Владимир (Сабодан), Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви, с 20 марта 1969 года по 18 апреля 1973 года- временно управлял Сумской епархией, будучи епископом Черниговским и Нежинским. Рукоположен во епископа Звенигородского, викария Московской епархии 9.07.1966г.; с 28.11.1968г. епископ Переяслав-Хмельницкий, викарий Киевской епархии. Затем был на Черниговской кафедре. С 18.04 1973г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. С 9.09.1973г. в сане архиепископа. С 16.07.1982г. митрополит Ростовский и Новочеркасский. С 28 марта 1984 года по 19 февраля 1990 года Экзарх Западной Европы. С 27 мая 1992 года Митрополит Киевский и всея Украины. - С 31 мая 1973 года по 6 июля 1989 года временно управлял Сумской епархией епископ Черниговский и Нежинский Антоний (Вакарик). Рукоположен во епископа Смоленского и Дорогобужского 12.02.1965г.; с 7.10.1967г. епископ Симферопольский и Крымский. С 1973 года и до самой кончины был на Черниговской кафедре. С 6.09.1974г. в сане архиепископа и с 25.02.1992г. в сане митрополита. 15.07.2003г.. В июне 1989 года Сумская епархия, после тридцатилетнего временного управления Черниговскими архиереями, вновь получила своего управляющего епископа. - Им был назначен по окончании командировки и архипастырского служения в Чехословацкой Православной Церкви епископ Никанор (Юхимюк). Владыка Никанор управлял Сумской епархией с 6 июля 1989 по 22 июня 1993 года. 30 ноября 1979 года состоялась хиротония его во епископа Подольского с направлением в юрисдикцию Чехословацкой поместной Церкви до 29 ноября 1987 года. С 1989 года он епископ Сумской и Ахтырский. С 1993 года архиепископ Каменец-Подольский и Городокский. 4.04.1997г.. В октябре 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви переименовал Киевский экзархат в Украинскую Православную Церковь, предоставив ей автономию. В 1993 году решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Сумская епархия была разделена на две: Сумскую, которую возглавил епископ Сумской и Ахтырский Варфоломей (Ващук), и Глуховскую, которую возглавил епископ Глуховский и Конотопский Пантелеимон (Романовский). - С 22 июня 1993 года по 27 июля 1995 года Сумской епархией управлял епископ Сумской и Ахтырский Варфоломей (Ващук). Рукоположен во епископа Волынского и Ровенского 24.02.1990г.; с 10.04.1990 епископ Волынский и Луцкий; с 1992г. епископ Николаевский и Вознесенский. С 1993 года на Сумской кафедре. С 27.07.1995г. епископ Ровенский и Острожский. С 23.11.1995г. в сане архиепископа. - Архиепископ Сумской и Ахтырский Ионафан (Елецких) управлял Сумской епархией с 27 июля 1995 года по 30 марта 1999 года, совмещая исполнение обязанностей Управляющего делами УПЦ. 23.04.1989г. рукоположен во епископа Переяслав-Хмельницкого, викария Киевской епархии. С сентября 1991 года на покое. С 1992 епископ Белоцерковский, викарий Киевской епархии; с 1994 епископ Глуховский и Конотопский. С 28 .07.1994 г. в сане архиепископа. С 1995г. по 1999г.был на Сумской кафедре. С 30.03 1999г. по 22.11.2006г. архиепископ Херсонский и Таврический. С 22 ноября 2006 года архиепископ Тульчинский и Брацлавский.. - С марта 1999 года Сумскую епархию возглавлял епископ Сумской и Ахтырский Иов (Смакоуз). В 1987 году окончил Ленинградскую духовную семинарию и в 1991г. - Санкт-Петербургскую Духовную академию. С 1991г. помощник инспектора Киевской духовной семинарии, секретарь правления, а с 1992г. секретарь Ученого совета Киевской Духовной Академии, благочинный академического храма Рождества Пресвятой Богородицы, что на Дальних пещерах в Киево-Печерской лавре и преподаватель семинарии. 26 августа 1991 года рукоположен во диакона в состоянии целибата, а 27 августа во пресвитера. В 1995 году возведен в сан протоиерея. 17 апреля 1997 года в Киево-Печерской лавре пострижен в монашество с наречением имени Иов, в честь прп. Иова, игумена Почаевского. 11 июня 1997 года решением Священного Синода УПЦ был назначен епископом Херсонским и Таврическим и 14 июня 1997 года возведен в сан архимандрита. 22 июня 1997 года в Трапезном храме прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерской лавры митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) и другими иерархами УПЦ хиротонисан во епископа Херсонского и Таврического. С 30 марта 1999 года епископ Сумской и Ахтырский. Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 20 апреля 2005 года епископ Иов (Смакоуз) назначен епископом Каширским, викарием Московской епархии и Управляющим Патриаршими приходами в Канаде. - В соответствии с решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 24 мая 2005 года, владыка Марк (Петровций) - архиепископ Сумской и Ахтырский, управляющий Сумской епархией.
Внимание! |