ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСВЯЩЕННОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКВА, 24-29 ИЮНЯ 2008 ГОДА)
«О ЕДИНСТВЕ
ЦЕРКВИ»
Единство
— одно из сущностных свойств Церкви. По учению святого апостола Павла, Церковь
есть тело Христово, членом которого является каждый христианин: «Вы — тело
Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12, 27). Члены единого Христова тела
скреплены единой верой и Крещением (Еф. 4, 5), соединены друг с другом любовью
по образу взаимной любви Трех Лиц Божественной и Живоначальной Троицы.
Православное
исповедание веры во Святую Троицу требует от каждого христианина подвижнических
усилий, направленных на сохранение драгоценного дара единства, простирающегося
поверх всевозможных границ, политических разделений, всех вообще человеческих
различий.
«Таинство
единства» и «союз неразрывного согласия», о которых говорит священномученик
Киприан Карфагенский, должны быть бережно хранимы. С утратой единства Церкви
утрачивается и истинная вера. «Можно ли думать тому, кто не придерживается
этого единства Церкви, что он хранит веру? —вопрошает священномученик. — Можно
ли надеяться тому, кто противится и поступает наперекор Церкви, что он
находится в Церкви?» (Книга о единстве Церкви).
Церковное
единство в мире, полном разделений, подвергается различным угрозам,
происходящим от зависти врага спасения человеческих душ. О реальности этих
угроз свидетельствует и история Русской Православной Церкви, в особенности на
протяжении пережитого ею в ХХ столетии периода тяжких бедствий в жизни народа,
когда братоубийственное восстание стало причиной гибели миллионов наших
сограждан, а лютость безбожных гонителей привела к кончине за имя Христово
великого сонма новомучеников, к убиению Императора-страстотерпца Николая
Александровича и всей Царской Семьи.
В
нынешнем году, когда отмечается 90-летие этого скорбного события, печаль наша
срастворяется радостью о духовном преодолении пережитого противостояния.
Знамением завершения эпохи разделения стало в минувшем году восстановление
церковного единства, нарушенного вследствие революции и гражданской войны.
Архиерейский Собор благодарит Господа за милость, которая была явлена к нашему
народу по молитвам святых Новомучеников и всех святых земли Российской. В
праздник Вознесения Господня 4/17 мая 2007 года, когда в Храме Христа Спасителя
Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и
Высокопреосвященнейшим митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром
был подписан Акт о каноническом общении и впервые после многолетнего разделения
совместно совершена Божественная литургия, сбылись молитвы нескольких поколений
православных верующих, с надеждой ожидавших сего светлого дня. Свершилось
торжество Православия, состоялась победа правды Божией над человеческими
грехами и слабостями, над предрассудками и взаимными обвинениями, которых
немало накопилось за долгие десятилетия.
Собор
благодарит всех потрудившихся в великом деле воссоединения, всех, кто своей
молитвой поддерживал их на пути к достижению цели. С особой благодарностью
члены Собора отметили труды почившего в Господе Первоиерарха Русской Зарубежной
Церкви Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра, пастырская мудрость и мирный
молитвенный дух которого приблизили свершившееся воссоединение. Вечная ему
память!
Восстановленное
каноническое общение приносит многие добрые плоды в жизни единой Русской
Православной Церкви. Развивается повседневное сотрудничество в жизни епархий и
приходов, расположенных за границей, совершаются совместные богослужения и
паломничества, проводятся конференции. Собор призывает благословение Божие на
дальнейшие труды всех делателей русского церковного зарубежья и признает
полезным углубление опыта взаимодействия, в частности, посредством проведения
региональных совещаний архипастырей и пастырей, несущих свое служение в
рассеянии. В ходе таких встреч и совместных молитв предстоит с надлежащей
пастырской рассудительностью изыскать пути к преодолению все еще сохраняющихся
последствий разделения. Будущий Архиерейский Собор, срок проведения коего
совпадает с завершением пятилетнего переходного периода после вступления в силу
Акта о каноническом общении, Богу содействующу, обсудит эти пути.
Обращаясь
ко всем, кто по разным причинам не принял обретенное единство, Собор приглашает
их в общение любви Христовой, которая «не ищет своего, не раздражается, не
мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему
верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 5–7).
Тот
же призыв Собор обращает к чадам Русской Церкви, живущим в пределах ее
исторических границ, но отделившимся от нее под влиянием различных политических
и националистических взглядов, в результате вторжения стихий мира сего в
церковную жизнь, которая стройно созидается «на основании апостолов и пророков,
имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2, 20).
В год
1020-летия Крещения Руси Собор воздает хвалу Богу нашему, просветившему
благодатию познания истины сердце святого равноапостольного князя Владимира,
который стал духовным вождем русского народа на пути ко спасению. Днепровская
купель крещения явилась общим истоком подвижничества и духовной жизни,
государственности и христианской культуры наших народов. Здесь родилась Святая
Русь, которая есть Родина для всех нас, наше общее цивилизационное
пространство. Его целостность не раз подвергалась тяжким испытаниям. На
протяжении веков многие силы пытались разрушить или радикально перекроить это
пространство. Но по милости Божией эти попытки не достигли своей цели. И ныне
мы решительно заявляем, что единство Святой Руси является величайшим достоянием
нашей Церкви и наших народов, сокровищем, которое мы будем хранить, отдавая все
свои силы на преодоление искушений, соблазнов и попыток разделения. Лишь при
таком условии Русская Православная Церковь сможет и далее вносить свой
уникальный и значительный вклад в общеевропейскую и мировую цивилизацию,
убедительно свидетельствуя о ценностях православной духовной традиции.
В
память о величайшем событии нашей общей истории — Крещении Руси — Архиерейский
Собор постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 15/28 июля
совершать богослужение по уставу великого праздника, воздавая должную честь
крестителю Руси. Собор обращается к государственному руководству России,
Украины и Беларуси с предложением включить день святого князя Владимира в число
государственных памятных дат, отмечаемых общественными празднованиями, подобно
тому, как отмечается в наших государствах День славянской письменности и
культуры в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Собор
с благодарением Богу свидетельствует, что самоуправляемая Украинская
Православная Церковь, наделенная широкими правами автономии, успешно совершает
свое спасительное служение, находясь в трудных условиях нападок со стороны
раскольнических объединений и поддерживающих их политических сил. Она является
подлинной Церковью своего народа, сохраняя в то же время духовное единство со
всей Церковью Русской, не мыслящей своего бытия вне связи с древним и священным
Киевом, изначальным престолом ее Предстоятелей. Члены Собора выражают свою
поддержку мужественному стоянию Блаженнейшего митрополита Киевского и всея
Украины Владимира, архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян Украинской
Православной Церкви на страже канонических устоев церковной жизни.
Собор
признал необходимым возгревать дар общецерковного единства, укрепляя
сотрудничество епархий, развивая паломничество и взаимное общение между
различными частями исторической Руси. При этом важно в полной мере учитывать
присущие им особенности национального и культурного своеобразия, памятуя о том,
что уважение к этим особенностям всегда составляло силу нашей Святой Церкви и
служило ее росту и единению. А опыт, пережитый во времена гонений и
последующего церковного возрождения, научил нас, принимая во внимание
политические реальности и интересы различных государств, где Русская
Православная Церковь совершает свое служение, в то же время занимать
самостоятельную позицию по актуальным вопросам общественной жизни,
обусловленную нормами и ценностями церковной традиции, а не сиюминутными
политическими задачами.
Для
укрепления церковного единства в многообразии признано полезным осуществлять
распространение важнейших документов Русской Православной Церкви, включая
Патриаршие послания, на основных языках окормляемых ею народов.
Архиерейский
Собор поддержал предложение Святейшего Патриарха учредить в Москве подворье
древнейшей монашеской обители на Руси — Киево-Печерской лавры, а в Киеве —
Патриаршее подворье, дабы укрепить взаимосвязь между двумя столицами русского
Православия, которая в истории нашей Церкви всегда была и ныне остается залогом
верности отеческим заветам неповрежденного Предания и стойкости перед лицом
испытаний.
Собор
одобрил усилия, предпринимаемые Украинской Православной Церковью для
преодоления раскола посредством диалога с теми, кто отпал от общения с нею. В
основе этого диалога лежат верность каноническому преданию Церкви и стремление
возвратить в церковное общение отделившихся от спасительного единства.
Недопустимо вмешательство политических сил в этот процесс. Члены Архиерейского
Собора единодушно поддерживают заявление Блаженнейшего митрополита Владимира о
том, что пересмотр канонического статуса Украинской Православной Церкви
является неполезным для современной церковной жизни Украины. Такой пересмотр не
может стать инструментом консолидации Церкви в условиях, когда украинское
общество поляризовано на восток и запад. Подобное развитие событий создаст
угрозу целостности украинского государства, благоденствие которого дорого всем
чадам Святой Руси.
Собор
также выражает солидарность с православными верующими в Молдове и Эстонии, где
действиями внутренних и внешних сил нарушен церковный мир посредством создания
параллельных юрисдикций иных Поместных Церквей. Мы призываем наших братьев и
сестер к твердому стоянию в вере и сохранению канонической правды, к
терпеливому преодолению возникших разделений.
Ко
всем, кто, содействуя разделению, полагал, что «он тем служит Богу» (Ин. 16,
2), Собор обращается с призывом осознать подлинные последствия этих деяний,
которые обернулись расколом церковных общин, горем и страданием верующих,
умалением влияния Православной Церкви на жизнь народа и, таким образом, стали
препятствием на пути великого дела спасения.
Мы
призываем Константинопольский и Румынский Патриархаты к братскому
соработничеству с нашей Церковью на пути преодоления сложившихся канонических
аномалий в Эстонии и Молдове, ослабляющих православное свидетельство в этих
странах.
Угрозы
церковному единству в настоящее время существуют не только в пределах Поместной
Русской Церкви, но и в жизни Вселенского Православия. Они исходят прежде всего
из неосторожных попыток ревизии многовековых устоев церковных взаимоотношений,
запечатленных в священных канонах Церкви. Дорожа единством со всеми Поместными
Православными Церквами и в особенности с Матерью-Церковью Константинопольского
Патриархата, с которым многовековыми историческими узами неразрывно связано
наследие Святой Руси, Собор выражает глубокую озабоченность в связи с
тенденциями пересмотра канонической традиции, проявляющимися в высказываниях и
действиях некоторых представителей Святой Константинопольской Церкви.
Отталкиваясь
от не разделяемого всей полнотой Православной Церкви понимания 28 правила IV
Вселенского Собора, эти иерархи и богословы развивают новую экклезиологическую
концепцию, которая становится вызовом для общеправославного единства. Согласно
этой концепции: а) принадлежащей вселенскому Православию считается только та
Поместная Церковь, которая состоит в общении с Константинопольским престолом;
б) Константинопольский Патриархат имеет исключительное право церковной
юрисдикции во всех странах православного рассеяния; в) в этих странах
Константинопольский Патриархат единолично представляет мнения и интересы всех
Поместных Церквей перед государственной властью; г) любой архиерей или клирик,
несущий служение за пределами канонической территории своей Поместной Церкви,
находится под церковной юрисдикцией Константинополя, даже если сам этого не
сознает, а следовательно, может при желании быть принят в эту юрисдикцию без
отпускной грамоты (как это имело место в случае с бывшим епископом Сергиевским
Василием); д) Константинопольский Патриархат определяет географические границы
Церквей и, если его мнение не совпадает с мнением той или иной Церкви по
данному вопросу, может учреждать на территории этой Церкви собственную
юрисдикцию (как это произошло в Эстонии); е) Константинопольский Патриархат в
одностороннем порядке определяет, какая Поместная Церковь может, а какая не
может участвовать в межправославных мероприятиях.
Такое
видение Константинопольским Патриархатом собственных прав и полномочий вступает
в непреодолимое противоречие с многовековой канонической традицией, на которой
зиждется бытие Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей, а также
с их реальными пастырскими задачами по духовному окормлению диаспоры.
Считая,
что все упомянутые вопросы могут получить окончательное разрешение лишь на
Вселенском Соборе Православной Церкви, настоящий Собор призывает Святейшую
Константинопольскую Церковь впредь до общеправославного рассмотрения перечисленных
новшеств проявлять осмотрительность и воздерживаться от шагов, могущих взорвать
православное единство. Особенно это относится к попыткам пересмотра
канонических пределов Поместных Православных Церквей.
Со
своей стороны, Русская Православная Церковь выражает готовность со всем
усердием служить делу православного единения, содействуя гармонизации интересов
Православных Церквей в диаспоре в рамках двусторонних и многосторонних
обсуждений, развивая положительный опыт пастырского взаимодействия, накопленный
в отдельных регионах, например, в Северной Америке.
Служение
единству Вселенского Православия требует от нашей Святой Церкви постоянных
усилий по охранению и своего внутреннего единства.
Сегодня,
как и во все времена, одним из главных вызовов Святому Православию является
разномыслие в Церкви по различным вопросам церковной жизни. Оно может
обратиться в орудие против Церкви Христовой, раздирая ее на части, а может
побудить к более глубокому осознанию и переживанию церковного единства. Святой
апостол Павел свидетельствует: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы
открылись между вами искусные» (1 Кор. 11, 19).
К
разделениям ведет навязывание отдельной личностью или группой лиц своего
частного мнения всем другим членам Церкви. При этом несогласные обвиняются в
измене Православию и отступлении от спасительной Истины. Таким путем шли все
еретики и раскольники, ибо они высокомерно полагали, что Дух Святой говорит
только их устами, а не через соборную Полноту Церкви.
Преодоление
разномыслий невозможно, когда происходит нагнетание подозрений и недоверия
среди членов Церкви. К этому неминуемо приводят оскорбления и ложные обвинения,
которые сеют отчуждение среди верующих и угашают дух любви, а без него, как
известно из слов святого апостола Павла, все остальные дары не имеют значения
(1 Кор. 13, 1). Церковное единство также серьезно подрывается распространением
ложных слухов, непроверенной информации, а тем более клеветы.
Напротив,
единство Церкви поддерживается хранением благочестия и добродетельной жизнью,
венцом которой является любовь. Как писал святитель Фотий, патриарх
Константинопольский, «в любви сходятся разделившиеся, и примиряются борющиеся,
и все более сближаются родные, и нет места бунтам и зависти».
Единство
также созидается благодаря поддержанию благочиния в Церкви. Как наставляет
святой апостол Павел, «всё должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14, 40).
Поэтому главным руководством в Церкви Божией являются святые каноны и
дисциплинарные нормы, вытекающие из присяги священнослужителя. Их нарушение
провоцирует церковные нестроения и расколы.
Необходимо
в полной мере использовать возможности, предоставляемые соборным устроением
церковной жизни, — Архиерейские Соборы и Священный Синод — для преодоления
разногласий и обсуждения вопросов, волнующих совесть верующих. Важную
вспомогательную роль в обеспечении работы этих церковных органов могут играть
конференции и круглые столы по внутрицерковным проблемам и ведение дискуссий в
православных средствах массовой информации. Следует уделить внимание
формированию интеллектуальной культуры и нравственного климата церковных
дискуссий по различным проблемам.
Верим, что наша Святая Церковь, прошедшая путем мученичества и
исповедничества, имеет в себе силы и далее хранить богозаповеданное единство, преодолевая
трудности, соблазны и искушения, которые встречаются на ее пути. |