Свято-Покровский храм в г. Сумы
Нынешняя
Красная площадь в Сумах не всегда была почти сплошь покрыта зелеными
насаждениями, как сейчас. До революции зоной отдыха был лишь сквер за
памятником И.Г. Харитоненко. Перед ним простиралась серая булыжная
мостовая Покровской площади, на которой всеобщее внимание привлекали
два храма - Покровский (1783-1790 гг.), располагавшийся в районе
нынешних торговых павильонов перед Центральным универмагом, и
Введенский храм-колокольня (1821 г.), стоявший западнее и удачно
замыкавший с юга перспективу выходящей на площадь улицы Воскресенской.
Покровская
церковь дала название центральной площади Сум и соседней улице (ныне
Красная площадь и улица Октябрьская). До постройки этого храма здесь же
преемственно существовали две церкви Покрова Пресвятой Богородицы,
сменившие одна другую в 1732 году. Примечательно, что уже при первом
Покровском храме имелись школа и госпиталь. А вот когда он был построен
- неизвестно. Косвенно о времени закладки может свидетельствовать его
местоположение на тогдашнем Посаде, начинавшемся на нынешней Красной
площади и возникшем в 1670-х гг. южнее Замка и Города. Последние два
включали район улиц Соборной, Воскресенской и площади Независимости.
Каменная
Покровская церковь в Сумах - уникальный памятник архитектуры
украинского барокко XVIII века - относилась к типу трехкамерных,
трехверхих с заломами сооружений, что составляет национальную
особенность украинских храмов (в отличие от традиционного русского
пятиглавия). В центре возвышался главный восьмигранный объем-неф, а с
востока и запада к нему примыкали симметричные более низкие: алтарная
апсида и притвор. Грани подчеркивались угловыми вертикальными выступами
- пилястрами. Удлиненные окна, обработанные наличниками, располагались
довольно высоко. Наиболее значительные пожертвования в пользу
Покровского храма за всю историю его существования сделал сумской купец
Кирилл Алчевский, его староста с 1835 года. Алчевские - известное в
Украине семейство предпринимателей, общественных деятелей, педагогов,
меценатов. Один из сыновей старосты Покровской церкви - Николай
Кириллович принимал деятельное участие в создании по подписке первой в
Сумах публичной библиотеки, открытой в 1860 г. Его родной брат -
Алексей Алчевский - был известным харьковским банкиром, совладельцем
Донецко-Юрьевского металлургического завода (в советские годы -
Коммунарского). Именно в честь Алексея Кирилловича назван город Алчевск
нынешней Луганской области.
По традиции, берущей свое начало от Сумского слободского полка, храм
Покрова Пресвятой Богородицы был полковой церковью расквартированных в
городе военных: сначала Сумского гусарского полка, прославившегося
своими героями в Отечественную войну 1812 года, а позже - 10-го
драгунского Новгородского полка, который до Первой мировой располагался
в городе.
Известный исследователь Слобожанщины, профессор Харьковского
университета Николай Федорович Сумцов (1854-1922 гг.) в своей книге "На
Западе и дома" (1910 г.) сравнивал две подобные по
архитектурно-планировочному решению сумские церкви - Покровскую и
Воскресенскую (1702 г.). По его мнению, "лучше, изящнее Покровская
церковь, с волнистыми сгибами крыш, постепенно суживающимися кверху
окнами, многогранными главами и прорезными украшениями крестов, с общим
оттенком художественной простоты и симметрии. Такого рода памятники
дороги как остатки украинской художественной старины".
Наш земляк, уроженец Лебедина, известный историк архитектуры Степан
Андреевич Таранушенко (1889-1976 гг.) в свое время успел сделать
схематические обмеры плана Покровской церкви. Сохранились также
фотографии, рисунки, которые вероятно, помогут специалистам в случае,
если будет принято решение о восстановлении памятника.
В Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге
сохранился полный комплект чертежей сумской Введенской
церкви-колокольни, спроектированной в архитектурных формах позднего
классицизма. У нее тоже была деревянная предшественница "со школою и
богадельнею", известная по переписи 1732 г.
Каменный храм колокольня во имя Введения Пресвятой Богородицы,
контрастируя с волнистыми линиями Покровского, привлекал внимание
строгостью силуэта. Два нижних его яруса - прямоугольные объемы с
портиками тосканского (древнеримского) ордера, третий ярус - с чуть
закругленными углами, украшен тосканскими полуколоннами и служит
переходом к четвертому, усеченному ярусу - подкупольной ротонде,
увенчанной шпилем. В округлости форм верхней части храма-колокольни
усматривается отход от канонов классицизма в пользу барокко.
Обе церкви были разрушены в начале 30-х годов, когда атеизм,
насаждавшийся в течение всех лет советской власти, принял особенно
воинствующие формы.
|