ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРЕСС-СЛУЖБЫ СУМСКОЙ ЕПАРХИИ

  ORTHODOXSUMY

ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МАРКА, АРХИЕПИСКОПА СУМСКОГО И АХТЫРСКОГО

Чудотворная Ахтырская икона

 

Чудесное явление Ахтырской иконы Божией Матери произошло 2 июля 1739 года, о чем свидетельствует надпись под изображением Богородицы, разделенная двуглавым орлом. Такая самобытная иконография говорит о признании чудотворного образа лгосударями всероссийскими╗ и одновременно - это знак Торжества Православия.

Икона явилась в тот же день, когда в 458 году Святитель Геннадий перенес лчестную ризу Богоматери╗ во Влахернский храм. И в тот же день, но в разные времена - были явлены чудесные образы Феодотьевской (2 июля 1487г.) и Пожайской (2 июля 1662-1674гг.) икон Богородицы.

В первой половине XVIII века в Ахтырке была ветхая деревянная церковь во имя Покрова Пресвянтой Богородицы, служителем конторой был священник отец Даниил лмуж благоговейный, простой и кроткой жизни╗. Ему было суждено обрести чудотворную икону и стать первым свидетелем Ее явления. В летописях сообщается о том, что выйдя во двор своего дома, густо поросшего дикой ромашкой, и пару раз ударив новой косой, священник увидел стоящую в траве икону, от которой исходило необыкновенное сияние, л... и сотворив на себя крестное знамение начал читать пришедший ему на память кондак празднеству Рождества Богородицы╗. Затем никому ничего не сказав, он перенес икону в дом. А через три года в октябре 1742 года повторилось такое же сияние. С этого времени о. Даниил, по велению Богородицы, явившейся ему во сне, перестал скрывать этот чудотворнный образ и перенес его в храм. Через пару лет были сделаны для него киот и риза.

В 1744 году Ахтырку посетила Императрица Елизавета Петровна с графиней М. Шуваловой, дабы поклониться глубоко чтимому образу. лБлагочестивая Императрица Елизавета Петровна, радуясь милости Божией, явившейся над Ея империею в Ея время, положила в душе своей воздвигнуть достойный храм на самом месте явления образа╗. По ее повелению от 26 апреля 1753 года граф Растрелли лсочинил╗ план Покровского собора с Ахтырским приделом. В том же году был заложен новый каменный храм по инициативе ахтырского полковника Федора Каченовского с лвеличайшего соизволения╗ Императрицы Елизаветы Петровны, которая лблаговолила жертвовать от своих царских щедрот 2 000 рублей╗. Собор был построен по проекту выдающегося русского зодчего Д.В.Ухтомского и 2 июля 1768г. освящен Белгородским епископом Порфирием (Крайским). В тот же день состоялось торжественное перенесение Ахтырской иконы Божией Матери в новый Покровский собор. На алтарь и внутреннее убранство храма были большие пожертвования от графов Шереметьевых, Паниных, Чернышевых, а также многих состоятельных жителей Ахтырки. С.Б.Шереметьев подарил храму новый список с Ахтырской иконы в серебряной с позолотой ризе и мощами святых угодников Божиих. Богоматерь изображена молящейся пред распятием с непокрытой головой. Иконография образа сложилась от указующих на Нее ветхозаветных пророчеств и предсказаний об Ее особой луготованности╗, лочищенности╗ от лчрева матери╗, переложенные сирийским богословом IVв. Ефремом Сириным. Задолго до рождения Христа Ей было дано видение о том, что Она станет Матерью Сына Божия, который пострадает за грехи людские. Это предзнаменование легло в основу иконографии данного образа, в котором воплощена идея великого начала и, одновременно, предречен великий конец - лальфа и омега╗, - у порога которого стояла юная Дева Мария. В древности по сторонам престола - священного средоточия любого храма, соединившего представление о смерти Христа и Его царственной славе, - на особых подставках ставили выносную икону Богоматери и деревянный крест с Распятием. Непосредственное присутствие образа Богородицы у трапезы, где совершается пресуществление Святых Даров в Тело и Кровь Христа, - имело глубокий смысл, постоянно напоминая об истине воплощения Бога и предстательства перед Ним Его Матери просящей за весь род человеческий. Первое чудотворное исцеление этой иконой произошло с дочерью священника, тяжело болевшей лихорадкой. Всего же было проверено и записано 324 случая исцеления больных от различных недугов и в 1751г. Святейший Синод признал Ахтырскую икону Божией Матери - чудотворной. Данный образ являет глубокое осознание смирения и полной покорности воли Божией. По мнению богослова Иоанна Дамаскина - смиренная Пречистая Дева Мария, взрастила в себе Древо Жизни - Христа, Богородица, принесшая миру Спасителя, упразднила грех первых людей и дала человечеству новую жизнь. Этот образ явился значительно позже Афонских и Византийских изображений (XIII -Х!Увв.). Темный аскетический лик Богоматери напоминает византийские лики святых, что было очень характерно и для русских иконописных школ Новгорода и Пскова, строго придерживавшихся канонических правил в создании образов святых. волосами и светлым ликом, в отличие от характерных темных изображений.

В середине 1760-х годов в Ахтырку был приглашен известный харьковский живописец и педагог Иван Саблуков (1735-1777гг.), воспитанник Петербургской Академии художеств. Для Покровского собора он написал 13 больших икон и множество икон небольших размеров. В Ахтырке он организовал иконописную мастерскую, в которой мог работать и автор лподписной╗ иконы - Михаил Иванов. Среди учеников Саблукова значится и наш земляк, известный архитектор Петр Ярославский.

По одной из искусствоведческих научных версий, Ахтырская  икона, как лпутевая╗, была завезена в XVII веке в полковой город Ахтырку венгерскими гусарами. Завезенные выходцами с Правобережной Украины изображения молящейся Богородицы, характерные для католиков, получили широкое распространение в Киеве и на Левобережной Украине.

Икона Ахтырской Богоматери, явленная на Сумской земле, воплотила в себе лучшие традиции иконописания и духовного искусства предыдущих эпох. Благодаря своим чудесным исцелениям получила широкое распространение, особенно на Слобожанщине  и вписала еще одну славную страницу в историю явления Богородицы.


 

 

Н. С. Юрченко,

гл.хранитель Сумского областного

 художественного музея им.Н.Х.Онацкого

 

 

 

На предыдущую страницу

 

Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
лОфициальный сайт пресс-службы Сумской епархии УПЦ,
а при размещении в интернете Ц гиперссылку на сайт Пресс-службы Сумской епархии УПЦ:
http://orthodoxsumy.narod.ru

 

 

 
Хостинг от uCoz