Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви
Возлюбленные
о Господе всечестные отцы пресвитеры, досточтимые диаконы, боголюбивые
иноки и инокини, благочестивые миряне — верные чада нашей Святой Матери
— Русской Православной Церкви!
Освященный
Архиерейский Собор, проходивший с 24 по 29 июня 2008 года во граде
Москве, обращается ко всем вам со словами апостольского приветствия:
«Благодать [вам], милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа
нашего» (2 Тим. 1, 2).
Нынешний Архиерейский Собор ознаменован
символической датой. В этом году исполняется 1020 лет со времени, когда
по воле Божией, трудами святого и великого князя Киевского Владимира,
наши предки восприняли Святое Православие и сопричислились народу Божию
в Киевской купели крещения.
Хотя с момента принятия Русью
христианства прошло уже более тысячи лет, задачи Русской Церкви не
изменились. Она, как и в прежние века, призвана освящать и преображать
этот мир, приводя его к единству со своим Господом и Спасителем,
привнося в человеческое общество плоды живительного действия Духа
Святого: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие,
веру, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23).
Несмотря на все
искушения и соблазны, люди взыскуют Бога, иногда неосознанно для самих
себя, и третье тысячелетие, как и вся предыдущая история, являет нам
непреходящую ценность благовестия Христова.
Как знамение победы
Христовой, настоящим Освященным Архиерейским Собором прославлены для
общецерковного почитания ранее канонизированные местночтимые святые,
жившие в разные эпохи и в разных местах, но совокупно явившие миру
торжество Евангельской вести о попрании Воскресшим Спасителем греха и
смерти. Это святитель Воронежский Антоний (Смирницкий), святитель
Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович), преподобные жены
игумения Иулиания и монахиня Евпраксия Московские. На нынешний год
приходится еще одна памятная дата — 90-летие страдальческой кончины
Царской семьи. Воздавая честь святым царственным страстротерпцам, мы
все должны черпать в почитании их подвига силы и мужество и, взирая на
их противостояние злу кротостью и смирением, подражать их вере (ср.
Евр. 13 ,7). Мы также убеждены в том, что современное общество и
государство должны дать нравственную оценку совершенному в 1918 году
преступлению.
Общение епископата, клира и паствы, ставшее
возможным благодаря состоявшемуся в прошедшем году восстановлению
единства Русской Церкви, являет добрый пример взаимной поддержки и
братской любви. Пусть же радость и духовная польза, обретенная в
совместных трудах и молитвах, станут залогом и фундаментом прочного,
непоколебимого единства Церкви, вопреки всем соблазнам и раздорам,
учиненным врагом рода человеческого, пытающимся внести разделение в
единое Тело Христово. Церковь наша объемлет людей разных
национальностей, поколений, культур. Многие из них имеют различные
взгляды на отдельные стороны церковной жизни. Однако мы должны помнить
слова Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе»
(Ин. 17, 21). И пусть нас не разделяют ни государственные границы, ни
человеческие различия, ни естественные среди христиан разномыслия.
Святой апостол Павел пишет: «Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16,
14). Пусть духом христианского братолюбия будут проникнуты все наши
дискуссии, равно как и вся наша жизнь.
Путь, которым все мы
призваны идти за Господом и Спасителем, — это тернистый путь, требующий
от учеников Христовых твердого стояния в вере. Божественная Истина не
всегда с готовностью приемлется миром, лежащим во зле. По слову
Писания, «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для
Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23).
Идея прав человека стала одной
из главных при формировании законов и политики государств. Данную идею
подчас используют для оправдания греха и для того, чтобы принизить роль
религии в жизни общества, лишить людей возможности жить по своей вере.
Собор
изложил православный взгляд на эту проблему, одобрив Основы учения
Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. В
этом документе говорится о неотделимости человеческих прав от
нравственных ценностей и от ответственности личности перед Богом и
другими людьми.
Православие, по существу своему, — это не
идеология, не форма культуры, не лозунг на стяге каких бы то ни было
политических сил, но образ жизни во Христе в соответствии со словами
Евангелия: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14, 6).
Мы должны
помнить о том, что христианин призван искать прежде всего «Царства
Божия и правды Его» (Мф. 6, 33) и в соответствии с таковым пониманием
цели христианской жизни осуществлять свою деятельность в мире.
Крепко
держась неизменных евангельских принципов, Церковь остается твердой в
своем служении и чуждой всех возможных крайностей. Пастырям и чадам
церковным следует избегать как самоизоляции и ухода от вызовов,
обращенных к Православию нашим временем, так и позиции молчаливого
соглашательства с «духом мира сего» (см.: 1 Кор. 2. 12), дабы не
подчиниться ему.
Весь народ Божий Архиерейский Собор призывает к
единомыслию, твердости в вере и жизни по Евангелию, взирая на которую,
все прославляли бы Отца Небесного (см. Мф. 5, 16).
Собор с
отеческой любовью обращается к тем православным христианам, которые не
смогли избежать соблазна разделения и оказались вне лона Святой
Соборной и Апостольской Церкви, последовав расколоучителям. Церковь,
исполняя заповедь Спасителя о прощении кающегося, готова с кротостью и
смирением принять в свое лоно всех, кто, отвергнувшись душепагубного
раскольничьего сообщества, с покаянием прибегнет к ее материнскому
покрову.
Для сохранения единства Церкви, мира, согласия и
церковной дисциплины Собором воссоздан церковный суд, который призван
блюсти чистоту веры, канонический порядок и незыблемость нравственных
принципов Православия.
Будем молиться, дабы все мы единодушно
исполнялись познанием воли Божией, «во всякой премудрости и разумении
духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая [Ему], принося
плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Кол. 1, 9–10).
Обращаемся
к вам, дорогие отцы, братья и сестры, со словами радости и надежды:
«Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета
вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком
добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему
через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь» (Евр.13, 20-21). |