ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРЕСС-СЛУЖБЫ СУМСКОЙ ЕПАРХИИ

  ORTHODOXSUMY

ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МАРКА, АРХИЕПИСКОПА СУМСКОГО И АХТЫРСКОГО
 

Ахтырский Покровский собор

В центре города возвышается Покровский собор великолепный памятник архитектуры, сооруженный в 1753-1768гг. под руководством архитектора С. Дудинского и при участии архитектора Д. В. Ухтомского. В создании проекта собора принимал непосредственное участие В. В. Растрелли. Вблизи собора находится колокольня законченное архитектурное сооружение, воздвигнутое в 1781-1786гг. по проекту уроженца Ахтырки П. А. Ярославского, построившего также ряд зданий присутственных мест в Сумах, Харькове, Изюме, Ахтырке.

(Татарское название Ахтырка означает белый яр и указывает на то, что на месте казацкой Ахтырки был татарский юрт или иначе -  стан татарского кочевья со стадами. Заселение Ахтырки казаками относится к 1641 году, а  крепость была построена черкасами-переселенцами в 1654 году и с этого времени Ахтырка стала полковым городом.)

Покровский собор в Ахтырке, где находится чудотворная Ахтырская икона Божией Матери, есть одно из замечательных зданий XVIII столетия, поражающих своей стройностью, красотой и величием архитектуры древних храмов.

История Покровского храма начинается с 1751 года, т.е. с того времени, когда последовал указ Св. Синода, которым было велено св. икону Богоматери, явленную в г. Ахтырке, иметь и почитать за чудотворную. Первая мысль о построении нового каменного храма на месте деревянной Покровской церкви, ставшей уже тесной для стекавшегося числа богомольцев и приходила в ветхость - родилась в душе благочестивого слободского полковника Федора Ивановича Каченовского, известного возобновителя Рыхловской пустыни Черниговской губернии. Он с просительной книгой и воззванием обратился лично к Императрице Елизавете Петровне с просьбой о помощи в строительстве нового храма в Ахтырке.

Благочестивая Императрица, радуясь о милости Божией, явившейся над Ее Империей в Ее время, положила в благородной душе воздвигнуть достойный храм на самом месте явления чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери. По Ее повелению от 25 апреля 1753 года граф Растрелли сочинил план каменного Покровского храма, а Она сама пожертвовала на строительство 2000 рублей, о чем лично сделала запись в церковной книге.

По благословению Белгородского святителя Иоасафа (Горленко), 25 апреля 1753 года - в день коронации Императрицы Елизаветы Петровны игуменом Ахтырского Троицкого монастыря  Иоанном (Солунским) и ахтырским духовенством было положено основание храма. Через 15 лет после его заложения, под наблюдением разных строителей (Полковнику Федору Каченовскому не суждено было увидеть окончание храма. Он вскоре после закладки умер и далее за строительством смотрел  полковник Константин Лесевицкий), храм был окончен и явился такой, какой мог предначертать только Растрелли - храм чудный по величию и стройности.

Храм представлял собой фигуру корабля вид древнейших храмов. Великолепный пятиярусный иконостас с богатой резьбой и три престола под величественными вызлащенными балдахинами. Главный во имя Покрова Богоматери, южный в память положения честныя ризы Богоматери и в месте явления Ея чудотворного образа в гор. Ахтырке, северный во имя праведных Захария и Елисаветы ангела Благочестивой Императрицы, которая в своем повелении сама изволила наименовать себя храмоздатильницей нового Покровского храма. Он был освящен 2-го июля 1768 года Порфирием (Крайским), епископом Белгородским. Тогда же сюда в храм была перенесена чудотворная икона Богоматери, в присутствии Ахтырского полка и при стечении многочисленного народа со всех окружных мест.

С этого времени храм время от времени обустраивался и благоукрашался пожертвованиями боголюбивых чтителей его святыни. На эти пожертвования было устроено: 1) каменная колокольня в три яруса, с колоннадой вокруг и с храмом в нижнем ярусе, в честь входа Богоматери в  храм. Этот храм был освящен в 1784 году преосвященным Аггеем (Колосовским), епископом Белгородским. На колокольне часы с боем, а самый большой колокол - в 253 пуда; 2) престол в главном алтаре обложен со всех сторон и сверху медными, вызолоченными досками, с серебряными священными изображениями чеканной работы по бокам; 3) весь главный иконостас покрыт серебряными ризами чеканной работы; 4) дарохранительница, красиво выполненая из серебра, со священными изображениями чеканной работы и изображениями на финифти вся вызолоченная (3500 р. асс.); 5) плащаница, с изображениями предстоящих лиц, искусно шитая по малиновому бархату золотом и украшеная жемчугом и драгоценными камнями дарами богомольцев (3000 р. сер.); 6) поставный крест из серебра, весь вызолочен и украшен топазами и финифтью (1300 р. асс.); 7) четыре лампады перед местными иконами главного иконостаса из серебра чеканной работы (4500 р. асс.); 8) кроме этих собственно принадлежностей храма, на пожертвования богомольцев в разное время была устроена каменная ограда вокруг храмов и колокольни, а за оградой - два каменных дома, в которых с 1819 года помещается духовное уездное училище и деревянный дом для богадельни на 10 кроватей для больных.

Одним из чудесных событий, усиливших благочестивое усердие Императрицы к построению нового храма и способствовавших к украшению его разными благотворениями, было дивное событие с баронессой Фон-Вейдель и ее детьми. В 1748 году вдова Елизавета Богдановна, урожденная Пассек, искренне православная и набожная, по дороге в Петербург сильно занемогла в Ахтырке. Озабоченная участью юных детей своих, она усердно молилась в храме перед чудотворной иконой об исцелении ее болезни. Во сне ей является Божия Матерь (это было 2-го мая) и объявляет, что через 5 дней она оставит эту жизнь, а посему должна готовиться к смерти и имение раздать нищим. Больная напомнила Божией Матери о детях (это были две маленькие девочки), которых она должна оставить в малолетстве и без пропитания. На это был следующий ответ: о детях твоих не заботься, Я буду для них попечительницей. И повторено приказание раздать имение, дабы совершались молитвы. Больная объявила о виденом своему духовнику и другим лицам, а через 5 дней действительно умерла. Вскоре после смерти матери обе малолетние ее дочери неожиданно были потребованы к высочайшему двору, воспитаны там и выданы впоследствии в замужество: одна за графа Чернышева, а другая за графа Панина. Эти две графини до самой смерти своей, сохраняя благоговейное воспоминание о чудесном устроении их судьбы, делали важные пожертвования для Покровского храма. Графиня Анна Родионовна Чернышева построила вблизи Покровского храма каменный храм во имя Рождества Христова с жилыми по обеим сторонам комнатами, где она потом нередко проживала месяцами и хотела провести свои последние дни. В этом храме были три картины испанского живописца Мурилльо, приобретенные за весьма дорогую цену. В Соборный Покровский храм графиня пожертвовала напрестольное евангелие (1759г.), обложенное серебряными досками - стоимостью 15000 р.асс., позолоченный серебряный потир с дискосом, бриллиантовое перо, изумруды и прочие драгоценности, которые по ее желанию возложили на ризу чудотворной иконы. Графиня Марья Родионовна Панина прислала в дар евангелие (1759г.), стоимостью 5000 руб. А граф Панин пожертвовал позолоченный серебряный потир с дискосом и звездой. В 1768 году граф Сергей Борисович Шереметьев принес в дар храму небольшой золотой крест с мощами 13-ти святых, украшенный бриллиантами в небольшом киоте и копию с чудотворной иконы Ахтырской Божией Матери в серебряной позолоченной ризе с приделанными по краям к оной несколькими ковчежцами с частицами мощей разных святых.

В 1865-1871 годах московским фабрикантом Д. Н. Орловым была отчеканена новая золотая риза и украшена бриллиантами московским ювелиром И. Д. Чечелевым. Новая риза чудотворной иконы была оценена в 30000 р.сер. По красоте, изяществу и тонкости отделки, ювелирному мастерству эта риза представляла собой одно из лучших художественных произведений современного чеканного и ювелирного искусства.

Но всегда были и есть благотворители, которые приносили и приносят значительные пожертвования в пользу и на украшение храма, по христианской скромности и смирению скрывающие свои имена. Священнослужители собора считают своим долгом поминать молитвенно эти дорогие имена в ежедневных службах и особенно по субботам, во время чтения акафиста перед чудотворным Ахтырским образом Божией Матери.

 

 

 

На предыдущую страницу

 

Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
Официальный сайт пресс-службы Сумской епархии УПЦ,
а при размещении в интернете гиперссылку на сайт Пресс-службы Сумской епархии УПЦ:
http://orthodoxsumy.narod.ru

 

Хостинг от uCoz